Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Амвросиевская школа №2" Амвросиевского района
МБОУ "Амвросиевская школа №2" Амвросиевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Амвросиевская школа №2" Амвросиевского района
МБОУ "Амвросиевская школа №2" Амвросиевского района
МБОУ «АМВРОСИЕВСКАЯ ШКОЛА № 2»:
ОТ ИСТОКОВ ДО СОВРЕМЕННОСТИ
1. МБОУ «Амвросиевская школа № 2»: истоки и предпосылки создания, первые годы функционирования
История МБОУ «Амвросиевская школа № 2» неразрывно связана с историей города Амвросиевка, выросшего из маленького пристанционного поселка, возникшего во время строительства Курско-Харьковско-Азовской железной дороги в 1869 году. С этого года начинают появляться предприятия по производству цемента, так как в данной местности еще в 1836 году были обнаружены запасы мергеля – основного сырья для его производства. Пошёл приток крестьян, бежавших из разных губерний в поисках свободы и работы. Они и их дети составили многонациональное, на 90 процентов безграмотное население тогдашней Амвросиевки. «И только в 1914 году в посёлке открылась первая церковно-приходская школа на 40 мест».
30-е годы ознаменовались началом перестройки и расширением цементных заводов. Амвросиевка стремительно разрастается. К этому времени в поселке действовали: школа-десятилетка с украинским языком обучения, расположенная по улице Калинина, школа-семилетка с русским языком обучения, расположенная за железнодорожной станцией и начальная школа в селе Калужка. Однако имеющиеся школы все еще не могли удовлетворить запросы жителей. Как следствие – вышеуказанное потребовало постройки новой средней школы, которую было решено соорудить на площади.
На площади был базар, стояло три покосившихся ларька и четыре деревянных стойки. Все это снесли и начали рыть котлован. Так заложили фундамент средней школы № 2. Школа строилась два года. Третьего ноября 1937 года была разрезана лента, учащиеся торжественно вошли в здание школы. Среди этих учеников был и я и моя соседка Шоколова Валентина, – вспоминает житель города, очевидец П. М. Скляров. – В школе было одиннадцать классных комнат. Один восьмой класс, один седьмой, два шестых и два пятых класса. Остальные – младшие классы. Школа работала в две смены. В первую смену занимались младшие классы, во вторую – старшие. В школе был хорошо оборудованный физико-химический кабинет, школьный радиоузел. Школьная библиотека обеспечивала учащихся и преподавателей. В школе работал кружок изобразительного искусства.
Первым директором школы стала Христич Александра Дмитриевна. Она возглавила большой и дружный учительский коллектив.
2. Военная веха в истории жизни школы: Великая Отечественная война и послевоенные годы
Война нарушила мирное течение жизни трудящихся Амвросиевки. Сотни рабочих и служащих влились в полки и дивизии, сражающиеся на фронтах Великой Отечественной войны, многие вели борьбу в тылу врага.
«В октябре 1941 года в город ворвались отряды немецких мотоциклистов. В городе остановились части гренадерской танковой дивизии СС. На территории первого и четвертого заводов эсэсовцы устроили мастерские по ремонту танков, разрушили здания и забрали все деревянные строения, рельсы, металл, шлак. В здании средней школы № 1 немцы устроили конюшню для немецких лошадей. А в средней школе № 2 находился госпиталь для немецких солдат. В годы немецкой оккупации школа не работала», – читаем в сохранившихся в рукописном варианте дневниках очевидца, в будущем учителя истории школы № 2 М. П. Галкина.
В рукописных дневниках А.И. Кор-Оглы читаем: «Многие учителя и ученики ушли на фронт. Сложили свои головы И.И. Васильев – учитель русского языка, П.Н. Зинченко – учитель черчения и рисования. На подступах к Сталинграду погиб ученик 10 класса Б. Омельянчук, а при обороне города Гомеля Е. Васильев».
«В августе 1943 года советские войска вошли в район Амвросиевки и решительной атакой овладели этим важным опорным пунктом. Но вот отгремели бои, и город начал залечивать свои раны. Учителя восстанавливали школу. Героические усилия в преодолении трудностей при восстановлении школы проявили и учащиеся, и все население. Собирали для школы сохранившиеся парты, столы, классные доски. Дети писали на газетах и грубой бумаге из мешков для цемента. Ощущался недостаток в продуктах питания, в топливе, были трудности с освещением, водоснабжением. Учебные занятия начались в декабре 1943 года». На этом этапе руководство школой было возложено на Соколову Евдокию Фёдоровну.
В сложившихся трудных условиях от учителей школы требовалась огромная энергия, энтузиазм, чтобы не оставить ни одного ученика вне школы.
В школе обучались учащиеся 1-9 классов. Девятый класс состоял из 13 учеников. Глубокое волнение вызывали в детях события на фронтах, и ребята не могли оставаться равнодушными к трудовым усилиям рабочих и колхозников.
Учащиеся старших классов привлекались к посильному участию в весенне-летних работах на полях и огородах, к сбору металлического лома, к работе в мастерских, к заготовке топлива для своей школы, к помощи семьям фронтовиков. Младшие школьники участвовали в сборе лекарственных трав, растений, ягод и сдавали для нужд фронта.
Первый послевоенный выпуск состоялся в 1944-1945 учебном году. Выпущено 13 человек, многие из них получили высшее образование, – отмечает М.П. Галкин.
3. Жизнь школы в период управления С.Т. Ашихминым
1950 год ознаменовался приходом в школу Ашихмина Сергея Тихоновича. Обучаясь на четвертом курсе Донецкого пединститута (сегодня – Донецкий Национальный Университет), он возглавил школу. Первой проблемой, с которой столкнулся новый директор, была успеваемость в пятых классах: при переходе из младших классов многие ученики оставались на второй год. Проблеме преемственности обучения младших и средних классов были посвящены пятнадцать лет работы. Их результаты стали широко известны в педагогических кругах: 40-50% учеников при переходе из младших в средние классы стали учиться на 4 и 5, в то время как процент успеваемости по стране не превышал 25%.
Об опыте работы школы Сергей Тихонович неоднократно докладывал в Киеве на конференциях директоров школ Украины. Результаты исследования свидетельствуют о том, что такого результата не знали не только в Украине, но и во всем Советском Союзе.
Педагогический коллектив рассматриваемой школы был сориентирован на создание необходимых условий для обучения детей с разным уровнем способностей и возможностей. Дифференцированный подход к обучению дал свои результаты. Учителя практически подтверждают результативность данного подхода и использования основ личностно-ориентированного обучения, наглядно демонстрируют возможность учета индивидуальных особенностей каждого ученика с таким расчетом, чтобы и слабому, и сильному ученику было интересно учиться.
Подтверждением вышеуказанных успехов школы являются открытые уроки, проводимые учителями школы для участников республиканского семинара. Примечательно, что все уроки, на которых были представители педагогической профессии со всей Украины, получили отличную оценку.
Кроме того за время руководства школой С.Т. Ашихминым появились хозпостройки, тир, сад, географическая и спортивная площадка. В 1962 году к двухэтажному зданию школы было пристроено южное крыло, мастерские и спортивный зал. Площадь школы увеличилась в полтора раза. В новом здании продолжили учебу ученики младших классов.
В 70-е гг. учебное заведение было утверждено как школа передового опыта по использованию технических средств обучения на уроках: киноаппараты, фильмоскопы, специальные пособия и приборы, невиданные тогда пульты управления широко использовались на школьных уроках.
Следует акцентировать внимание на том, что именно при Амвросиевской СШ № 2 была создана школа молодого директора. Она превратилась в одну из передовых школ Донецкой области.
Большим событием не только для школы, но и для города была надстройка в 1974 году. Школа стала трехэтажной. В архивных материалах школы встречаем воспоминания Сергея Тихоновича: «Это была героическая стройка. За три месяца пришлось развалить, построить, облицевать и посадить деревья. Работа велась в три смены. Трудились не только строители, но и учителя, старшеклассники, родители. Даже руководство города принимало непосредственное участие в строительных работах».
Школа не только стала выше, но и красивее: был облицован фасад здания, посажены деревья, разбиты клумбы. Возвышаясь на центральной площади города, вторая школа органично дополнила формирование архитектурного ансамбля его центральной площади.
Благодаря энтузиазму, терпению и трудолюбию Сергея Тихоновича в школе был создан первый в Амвросиевском районе музей Боевой славы. В 1968 году, в год двадцатипятилетия освобождения Донбасса, обком партии предложил С. Т. Ашихмину, как директору и учителю истории, участнику штурма Саур-Могилы, создать музей Боевой славы, рассказывающий о прорыве Миус-фронта и штурме и взятии известного кургана.
Началась кропотливая подготовка научной концепции музея, сбор материалов для будущей экспозиции. Велась активная переписка с участниками Великой Отечественной войны (было собрано 700 адресов). Создание музея оказалось непростым делом. Каждый класс получил задание вести поисковую работу, а ее результаты регистрировал и обрабатывал Сергей Тихонович. Стараниями учителей школы была изготовлена диорама штурма Саур-Могилы. Целый год прошел, прежде чем все замыслы были воплощены. 9 мая 1969 года на торжественной линейке школьный музей Боевой славы был открыт. Интерес к нему был очень велик. Вскоре музей прочно занял свою нишу в военно-патриотическом воспитании молодежи. Дважды ему присуждалось первое место среди школьных музеев Украины (в 1975 и 1976 годах). Окунуться в мир истории приходили ученики не только из городских школ, но и всей области. За активную работу по военно-патриотическому воспитанию музей получил многочисленные правительственные награды.
Сергей Тихонович возглавлял школу 33 года. Он не оставил своё любимое детище, даже когда в 1977 году потерял зрение. Вкладывал сердце в дело своей жизни, одновременно борясь с недугом. Результаты опросов выпускников и педагогического состава времен управления школой С.Т. Ашихминым свидетельствуют о глубокой благодарности и восхищении этим легендарным человеком, почётным гражданином города.
В период с 1983 года директорами школы были: Н.Ф. Шпорт (1983-1990), В.Г. Карпенко (1990-1991), Н.В. Менякин (1991-1992), выпускник школы А.М. Галкин (1992-1997), выпускник школы В.М. Фроленков (1997-2010). Выпускница школы Е.А. Хорошко (2010-2023). Каждый из вышеуказанных управленцев вписал свою страницу в историю школы.
4. Гордость школы: выпускники
Многие выпускники школы продолжили дело своих учителей. Есть и учительская династия Галкиных-Самсоновых, общий педагогический стаж которой составляет 165 лет. Это М.П. Галкин, Л.И. Галкина, А.М. Галкин, Г.М. Самсонова, А.А. Самсонова. А.А. Самсонова – кандидат педагогических наук, доцент, внесена в «Золотой интеллектуальный фонд Донбасса»; по итогам Международного рейтинга «Золотая тысяча мира» внесена в 100 сильнейших представителей молодежного бренд-направления «Будущий (молодой) лидер мира». Часть выпускников в настоящее время составляет педагогический коллектив школы: И.В. Хорькова., Е.А. Хорошко, Т.И. Селезнёва, С.В. Кузнецова, О.В. Фелоненко, И.И. Петунин, И.П. Малык, Н.Б. Стёпина, Т.Ю. Скидан, А.И. Ходюк, А.В. Кузьменко, А.Н. Дьяченко.
Профессии Гиппократа посвятили свою жизнь около тысячи выпускников. Только в родном районе остались и работают более полусотни медицинских работников. Среди них: главный врач центра первичной медико-санитарной помощи в Амвросиевском районе С.М. Руденко; главная медицинская сестра центра первичной медико-санитарной помощи в Амвросиевском районе Н.П. Столбунова; районный фтизиатр Н.В. Письменская; врач-педиатр Т.В. Свистунова; районный офтальмолог И.В. Аненко; долгое время хирургическим отделением заведовал потомственный доктор Ю.И. Гаманин.
Защита Отечества стала для многих мальчишек-выпускников профессией, а для некоторых из них – делом всей жизни. А.Н. Сердюков – Командующий Воздушно-десантными войсками Российской Федерации (4 октября 2016 — 16 июня 2022), генерал-полковник, Герой Российской Федерации, Заслуженный военный специалист Российской Федерации.; А.В. Новосад – полковник, начальник физподготовки и спорта Северо-Кавказского Военного округа, участник миротворческих миссий на Кавказе в конце 1990-х, участник Второй чеченской кампании; И.В. Дубинец – полковник, главный специалист Центрального командного пункта Генерального штаба Вооружённых сил РФ; В.Л. Кожевников – подполковник, командир отдельного батальона противодиверсионной борьбы; Ю.З. Новельский – майор, начальник военного оркестра Ленинградского округа ВВ, участник Первой чеченской кампании; И.В. Бледных– подполковник, начальник отдела военного комиссариата ДНР в Амвросиевском районе. Все имеют государственные и военные награды. Школа носит имя Пархомчука Владимира, выпускника СШ № 2, воина-интернационалиста). Амвросиевка – город строителей. Одну из крупных строительных компаний возглавлял А.И. Якубовский.
Выпускники школы не обошли и творческие профессии, посвятили себя музыке, литературе, живописи. Среди них: Е.А. Войтова – лауреат областного конкурса «Надежда. Гордость. Будущее», Международного конкурса «Искусство 21 века», дипломант Донецкого городского конкурса «Новые имена» (скрипка), посетила с гастролями: Финляндию, Польшу, Испанию, Италию; Л.Л. Ляшенко – дипломант и лауреат международных конкурсов (2004,2008; скрипка).
Спортивных высот достигли: О. Серикова – мастер спорта международного класса по плаванию, член Олимпийской сборной (Пекин); С. Дворядкина – мастер спорта по плаванию; А. Смирнов – мастер спорта по боксу, А. Денисенко – «Золотай рыбка»; Настя не раз становилась чемпионкой на республиканских, общероссийских и международных соревнованиях по плаванию.
Следует отметить, что за 87 лет существования школы было выпущено свыше 10 000 обучающихся, среди них 185 медалистов.
5. МБОУ «Амвросиевская школа № 2»: современность
За почти девять десятилетий многое изменилось. Изменилась сама школа. Сегодня школу возглавляет Инна Дмитриевна Кириленко. Педагогический коллектив под её руководством работает над проблемой «Повышение эффективности и качества урока через использование современных технологий». Реализуются проекты: «Школа будущего первоклассника», «5 класс – от адаптации к успеху», «Школа содействия здоровью», «Школа молодого учителя».
В школе работает 44 учителя, 47% составляют специалисты высшей категории, 11 учителей имеют звание «старший учитель», 6 учителей – «учитель-методист». Педагоги, стремясь к профессиональному росту, идут в ногу с инновационными педагогическими технологиями, активно делятся своим опытом на районном, республиканском, федеральном и международном уровнях.
Современная МБОУ «Амвросиевская школа № 2» – это не только образовательный центр в городе, но и место, где дети учатся добру, толерантности, духовности, развивают свой творческий, спортивный, интеллектуальный потенциал и осознают, что Отчизна – одна из наивысших ценностей человека
В школе обучение осуществляется в очной форма
Задачи программы:
1. Повышение доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики района, современным потребностям населения района.
2. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей и молодежи.
3. Создание необходимых условий отдыха и оздоровления детей в каникулярное время.
4. Обеспечение реализации подпрограмм и основных мероприятий программы «Программа развития на 2021-2025 годы» в соответствии с установленными сроками и этапами.
5. Эффективное функционирование системы поиска и создание условий для самореализации, поддержки и развития способности одаренных детей.
6. Определение основ взаимоотношений и нравственных принципов поведения для всех участников образовательных отношений.
7. Установление основ регламентации поведения участников образовательных отношений в сложных этических ситуациях.
8. Обеспечение осознания участниками образовательных отношений их персональной ответственности за исполнение своих обязанностей и роли в реализации миссии образовательного учреждения.
Сроки и этапы реализации программы: Программа реализуется в период с 2021 по 2025 год.
Конечные результаты программы
1. Рост доли детей, охваченных дополнительными образовательными программами, в общей численности детей - 100% в 2025 году.
2. Удельный вес численности обучающихся по дополнительным образовательным программам, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по дополнительным образовательным программам - 100% в 2025 году.
3. Увеличение доли педагогических работников, повысивших квалификацию, от общего числа педагогических работников, до - 100% в 2025 году.
4. Уровень ежегодного достижения показателей программы и ее подпрограмм - 95% в 2025 году.
5. Доля детей, охваченных системой отдыха и оздоровления детей в каникулярное время - 70% к 2025 году.
6. Увеличение числа победителей и призеров всероссийских конкурсов, конференций, проведенных в рамках подпрограммы
Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie